Модерн Петербурга Адреса модерна в Петербурге Доходные дома стиля модерн в Петербурге Общественные здания стиля модерн в Петербурге Архитекторы стиля модерн в Санкт-Петербурге Особняки стиля модерн в Петербурге Церкви и храмы стиля модерн в Санкт-Петербурге Прочие постройки стиля модерн в Санкт-Петербурге Адреса модерна в Петербурге

Витебский вокзал

Адрес:  Загородный пр., 52
Автор(ы):  Бржозовский С.А.
Год создания:  1904

Витебский вокзал (первоначальное название — Царскосельский, затем — Детскосельский) — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Витебский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. 

Витебский вокзал — самый старый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года. 

В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века. 

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш). В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн. 

Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри → наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана исходя из рациональных соображений. 

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Герсон). 

Главный (северный) фасад вокзала выходит на Загородный проспект. Этот фасад простирается от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду — с правой. 

Железные решётки балконов вокзала исполнены коваными рисунками, напоминающими лиру. Как об этом писали на момент открытия вокзала, «своеобразного рисунка». 

Оригинальные ажурные козырьки над многочисленными входами вокзала выполнены по индивидуальным проектам. 

Основное помещение вокзала это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Парадная лестница зала является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Освещение зала выполнено с использованием естественного освещения — дневной свет проходит в зал через расположенные по всем стенам витражные окна. Искусственный свет создаётся с помощью электрических светильников, расположенных по периметру зала. Они выполнены из железа и окрашены в чёрный цвет. 

Между окнами в простенках установлены лепные панно, окрашенные под цвет старой бронзы. На них изображены головы Меркурия и женских головок, и декорированных стилизованными растительными орнаментами. Этот выбор не случаен: Меркурий является богом торговли и путешествий. 

На фасаде вестибюль — это масштабный ризалит с большой витражной аркой. Её оформление перекликается с аркой на здании магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте, построенном по проекту гражданского инженера Г. В. Барановского в 1902 — 1903 годах. 

Парадный вход наверху украшен гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала.

Кроме вестибюля, вертикальной доминантой здания служит высокая часовая башня, имеющая эффектный живописный силуэт. 

Большую часть фасадов занимают дебаркадеры, выполненные по проекту инженера В. С. Герсона. Арки дебаркадеров металлические, клёпаные, изначально перекрыты стеклом. В качестве ограждений используются решётки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Дебаркадер не покрывает платформы целиком, примерно треть перронов находится под открытым небом. 

Восточный фасад здания несёт утилитарное назначение — его формируют два объёма — комплекс помещений центрального фасада, увенчанный часовой башней и объём маршевой лестницы и лифта для пассажиров. После строительства станции метрополитена с этой стороны здания, довлеющая часть пассажиропотока пассажиров дальнего следования пользуется этой лестницей. 

Со стороны западного фасада организовано отправление пригородных поездов, в этом фасаде расположены кассы пригородного сообщения. Для обеспечения работы автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов были установлены металлические решётки, существенно изменившие общий вид здания. 

На вокзале очень широко использовались различные сложные технические новинки, многие решения были новаторскими для того времени: 

  • лифты для багажа и пассажиров;

  • транспортёры;

  • рельсовое полотно, расположенное на втором этаже,

  • широко использовалось электричество.


Вокзал изначально был богато художественно украшен: 

  • практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой;

  • на башне с часами изображены рельефы сов;

  • один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги (художники Н.С.Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская).

Источник: статья в Википедии



Фотографии

1 - 16 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все

Автор:  Натали

Автор:  Натали

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  Mary

Автор:  IOL

Автор:  IOL
1 - 16 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все

загрузка карты...


Модерн Петербурга