Модерн Петербурга Адреса модерна в Петербурге Доходные дома стиля модерн в Петербурге Общественные здания стиля модерн в Петербурге Архитекторы стиля модерн в Санкт-Петербурге Особняки стиля модерн в Петербурге Церкви и храмы стиля модерн в Санкт-Петербурге Прочие постройки стиля модерн в Санкт-Петербурге Адреса модерна в Петербурге

Доходный дом И. В. фон Бессера

Адрес:  Владимирский пр.,19
Автор(ы):  Шульман К. А.
Год создания:  1901

Доходный дом И. В. фон Бессера

1900-1901 гг. - арх. Шульман К. А.

Загадочна история появления этого здания в Петербурге.

Несмотря на имеющиеся архивные материалы, свидетельствующие об авторстве академика архитектуры Кочетова, известный специалист по петербургскому модерну Г. И. Алексеев предполагал, что здание возведено по проекту крупного финского архитектора Карла Аллара Шульмана (1863-1957), человека яркой судьбы, губернского архитектора Выборга.

Сегодня научно обоснованно можно сказать, что из архитекторов финской школы он единственный известный нам зодчий, имеющий постройку в городе на Неве. Финский исследователь Отто Меурман в своей книге "Выборгские архитекторы" упоминает о доме барона фон Бессера, построенном по проекту Шульмана в Петербурге. А по архивным данным единственным владением барона И. В. фон Бессера в нашем городе был участок дома № 19 по Владимирскому пр. (ранее Литейный пр.).

Изначально здесь находился трехэтажный дом, а 12 сентября 1901 года его владелец, надворный советник барон фон Бессер объявил через Санкт-Петербургское общество архитекторов конкурс проектов перестройки здания. Условия конкурса были достаточно свободными: проектировщикам предоставлялась свобода выбора стиля (за исключением "русского стиля"), а компоновать массы можно было "не придерживаясь существующих форм фасада". На три первых премии выделялась 1000 рублей.

На конкурс поступило беспрецедентное количество работ - 88. Многие из них были присланы из Германии, что делало конкурс международным. Впрочем, все три первых места заняли молодые архитекторы, ученики Леонтия Бенуа О. Р. Мунц, А. И. Дмитриев и А. И. Дитрих. Тотальная победа "бенуавской школы" неудивительна, если учесть, что именно Леонтий Бенуа задавал тон в жюри конкурса.

Однако, фон Бессер не воспользовался проектами, победившими в конкурсе. Вместо этого новый проект был заказан архитектору Шульману. По всей вероятности, это был Карл-Вольдемар-Аллан Шульман - губернский архитектор Выборга.

Как и победители конкурса, Шульман придерживался здесь трехосевой схемы, но создал более выразительную композицию.

В 1910-х гг. дом Бессера был внутри перестроен архитектором А. М. Кочетовым.

В постсоветские времена дом был доведен до аварийного состояния.

В 2001-2003 годах его реконструировали, снеся при реконструкции дворовые корпуса и исказив силуэт лицевого корпуса надстройкой мансарды.

Торгово-гостиничный комплекс "Владимирский пассаж" 

Отель "Достоевский"

2002-2003 гг.

Застройщик - «Стройкорпорация «Элис»

Проект разработан - НПФ «Ретро»

2002-2003 гг. - строительство восьмиэтажного торгово-гостиничного комплекса "Владимирский пассаж" с трехзвездочным отелем "Достоевский" на 207 номеров.

По сообщениям прессы "особой гордостью отеля является бар "Раскольников", расположенный на 7 этаже, с панорамным видом на купола собора Владимирской Божьей Матери."(?!) Застройщик - «Стройкорпорация «Элис». Проект разработан - НПФ «Ретро».


Источники:


«Изящная графика деталей основной части фасада переходит в тонкую резьбу каменного поратала. Герб домовладельца, "знаковое" изображение филина, орнаментальный фриз из ветвей и шишек дополнены номером дома и датой постройки – "1904", также высеченными в блоках талькохлорита.

По стилистике это традиционно симметричное здание следует отнести к "северному" модерну. Если считать подтвержденным авторство А.Шульмана, то здесь мы имеем дело с прямой пересадкой на петербургскую почву финской архитектуры, а учитывая, что отделкой занималось акционерное общество из Финляндии, то, вместе с тем, – и ее строительной культуры.

Последние годы этот дом являл собой чудовищную картину разрухи. Расселенный, доведенный до аварийного состояния, он устрашающе смотрел на прохожих зияющими пустотами окон. Уже давно здание предполагали приспособить под торговые и гостиничные помещения. Но работы развернулись лишь в 2001 году. Начались они со сноса всех корпусов, обступавших три внутренние двора. От основной, П_образной в плане части дома ... остался только полуразрушенный лицевой корпус, который должен быть включен в состав нового торгового комплекса.»


Б. Кириков. "Архитектура Петербургского модерна. Особныки и доходные дома. – СПб.: Издательство «Журнал "Нева"», 2003.



Фотографии

17 - 28 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71

Автор:  babs71
17 - 28 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

загрузка карты...


Модерн Петербурга